Теперь перечислим не вымышленные, а реальные проблемы, с которыми сталкивается региональный фитнес.Первый и самой важной особенностью, которая является основой многих будущих проблем, выступает интуитивный, внеэкономический, волюнтаристский, подход местных инвесторов и руководителей к созданию клубов. Эта характерная болезнь фитнес-клубов имеет место и в столицах, но в регионах она носит характер эпидемии. При этом одним из самых характерных симптомов этой болезни является настоятельное требование многих инвесторов начинать работу с разработки пресловутого бизнес-плана. Бизнес-план на первичной стадии разработки концепции может быть только «липовым», и это хорошо понимают те, у кого был печальный опыт подобных проектов. Бизнес-план в отрыве от полной концепции проекта создания клуба имеет ценность не больше, чем бумага, на которой он напечатан. «Липовый» бизнес-план не может быть основой разработки реалистичного финансового плана – основы работы фитнес-клуба на многие годы. Если никто не знает себестоимости того, что продает, невозможно разрабатывать внятную ценовую политику клуба. Ценообразование в региональных клубах, как правило, осуществляется двумя наиболее распространенными в России способами – от балды и от жадности. При этом цены по сравнению со столичными существенно и неоправданно завышены (только не надо ориентироваться на номинальные ценники столичных, особенно московских клубов, там и зарплаты существенно выше), поэтому приход на региональные рынки сети дискаунтера, напримр, «АЛЕКС-ФИТНЕС» вызывает и панику, и обрушение цен. Однако в этом нет ничего удивительного, так как сеть просто предлагает рынку наилучшее и рассчитанное соотношение «цена/качество». Это нормальная и обдуманная практика любого осознанного бизнеса. Да, это демпинг, причем в ряде случаев компания может продавать свои услуги даже ниже себестоимости. Однако разумные компании (а сеть «АЛЕКС-ФИТНЕС» никак нельзя обвинить в неразумной политике продвижения) делают это по плану, отчетливо понимая свои цели и задачи, в соответствии с которыми первоначальный убыток компенсируется последующей прибылью. Другими словами, сеть подходит к завоеванию новых рынков вполне сознательно. Однако региональный бессознательный рынок «от балды и жадности» такого перенести не может, хотя в процессе грамотной разработки концепции проекта выход сетей-дискаунтеров на местные рынки вполне можно и предсказать, и предупредить, и подготовить адекватные средства конкурентной борьбы. На практике выход дискаунтера на местные рынки приводит к рефлекторой реакции местных клубов: в попытке удержать клиентов они начинают резко снижать цены, а также копировать его ценовую политику в широком смысле слова. Такой ответ «захватчику» при полном отсутствии понимания себестоимости своих услуг равносилен экономическому самоубийству.
Следующая проблема – правовой вакуум в деятельности фитнес-клубов. Можно сказать, что региональные клубы, за редким исключением, работают в «партизанских» условиях, не имея понятия о юридических особенностях и нюансах фитнес-деятельности. При этом имеет место распространенное оправдание – сказка о том, что «в России нельзя работать честно, все съедают налоги», и это не слишком удивительно, если принять во внимание практически полное отсутствие представлений об экономике и правовой системе. Это непонимание лежит в основе тотальной распространенности «черной бухгалтерии», которая, вопреки распространенному, но глубоко ошибочному мнению, убыточна по своей сути и делает клуб уязвимым уже сейчас, а уж в обозримом будущем – тем более. Контрольная, фискальная система совершенствуется на глазах, и уйти от неё в обозримом будущем не удастся никому. Те, кто не может, не хочет, не умеет работать «по-белому», уйдут с рынка фитнеса. Правовое обеспечение отношений «клуб-клиент» и «клуб-специалисты» в регионах формируется, в основном, двумя путями: слепым копированием столичных образцов и собственным непрофессиональным творчеством. Первый способ сводится к копированию чужих ошибок, второй – к рождению своих. Лишь единичные руководители региональных клубов подходят к этому вопросу на основе разума, и это неоспоримо показывает анализ десятков и сотен договоров с клиентами, правил, системы приказов, стандартов и других документов региональных фитнес-клубов.
В регионах значительно острее, чем в столицах, проявляется проблема кадров. Речь идет даже не о квалифицированных кадрах, их не хватает нигде. Однако в регионах существенно меньше кадровых резервов, и это связано, прежде всего, с тем, что там существенно меньше учебных заведений, которые могли бы быть потенциальными источниками, то есть ВУЗов и других государственных обучающих структур медицинской, физкультурно-оздоровительной, спортивной и физкультурно-педагогической направленности. Подчеркну, речь идет именно о государственных структурах, потому что они способствуют повышению общей образовательной планки. Конечно, работа в фитнесе предполагает существенные усилия по переучиванию людей, имеющих базовое образование, потому что на сегодняшний день в России нет однозначного понимания совокупности компетенций, которыми должны обладать специалисты фитнеса. Другими словами, все мы существуем в условиях своеобразной методической «махновщины», когда любой «тренер», закончивший трехдневные курсы, фактически приравнивается к выпускнику ВУЗа. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что слишком часто и выпускник ВУЗа, и обладатель «корочки», полученной в ближайшей подворотне, работают одинаково плохо и опасно по отношению к клиентам. Стандартов по фитнесу пока нет, и ситуация значительно усугубляется простой нехваткой потенциально обучаемых людей. В регионах мы вынуждены привлекать к работе даже не специалистов, а «лучших из худших», всеми силами пытаясь обучить их хотя бы азам профессии. В этих условиях тренер, который еще вчера был «продвинутым» клиентом – далеко не самый худший вариант. Если же речь идет о менеджерах и особенно администраторах, то с ними в регионах – полная катастрофа. Это проблема, которую нужно и осознавать, и обдумывать, и решать.
У большинства специалистов-тренеров регионального фитнеса простая аксиома о том, что клуб – место, где не тренируют, а продают услуги, вызывает пока острейшую негативную эмоциональную реакцию. По сравнению со столицами для регионов особенно характерно смешение понятий спорта и фитнеса, глубоко ошибочное по своей сути, и это одна из самых больших проблем, тормозящих развитие фитнеса как бизнеса. Конечно, есть и позитивный региональный опыт её преодоления. Однако движение в этом направлении сильно осложняется своеобразными коммуникативными особенностями многих региональных специалистов. Это еще дипломатично сказано, но факт остается фактом: и в столицах вежливость и предупредительность персонала тоже в среднем оставляет желать лучшего, но в регионах иногда складывается ощущение какого-то общего заговора или конкурса на худшее отношение к единственному источнику денежного потока – клиенту. Складывается впечатление, что все специалисты, особенно тренеры, договорились не замечать клиентов, не здороваться, не помогать, не подходить ни к кому, кроме своих «персональщиков». Кстати, именно этот эффект можно назвать ахиллесовой пятой псевдопремиальных клубов, коих в регионах неоправданно много. Экономические успехи клубов, которые самопозиционируются как премиальные и в столицах весьма невелики, а уж в провинции…. Клиент такого клуба может соблазниться назойливой рекламой «премиальности», но практически всегда сталкивается с посредственным уровнем работы персонала, который по своим профессиональным, ментальным, интеллектуальным и поведенческим особенностям не отличается от персонала «подвальной качалки». Разочарование в этом случае обязательно будет сильным, особенно с учетом высокой стоимости карты.
Следствием непонимания места и роли тренера в коммерческом клубе можно считать и неприятие универсализации тренерского труда. Удивительно, насколько тяжело эта простая истина доходит до ума многих наших коллег. Давайте, обойдёмся без ханжества и разрывания тельняшек на груди и признаем, наконец-то, что тренер коммерческого фитнес-клуба – это представитель сферы обслуживания широких слоев населения, вроде таксиста или официанта. И не надо заламывать руки и простуженным фальцетом вещать о том, что Тимур покусился на святое, и превращает самого главного – Его Величество Тренера – в какого-то слугу. Да, это так и есть, однако тренер не более слуга, чем водитель такси или официант ресторана. Это работа!!! Не надо играть терминологией, если вы такие ревнители чистоты – ступайте в спортивные клубы и федерации, а не в коммерческие клубы. Что-то я ни разу не слышал никаких возмущений по этому поводу от руководства тонущих клубов. Да им хоть как назовите, только спасите!! Если тренер годро оповещает весь мир о том, что он исключительно инструктор ГП или тренер ТЗ, он, по сути, выглядит так же глупо, как и официант, которые заявляет о том, что подает клиентам исключительно стейки, а не презренные салаты и борщи. Такой официант останется гордым – но в дырявых штанах, как и тренер – блюститель чистоты стиля. Тренер современного фитнес-клуба – это всегда универсал. В экономическом плане универсальность всего тренерского состава – самый адекватный метод снижения численности штата и размеров фонда оплаты труда. Снижение величины этих затратных статей существенно повышает прибыль предприятия. Клубы, где все тренеры – «одностаночники», никогда не будет прибыльным, потому что там деньги будут получать все, кроме владельца. В столицах постепенно приходит понимание, но в регионах все пока обстоит куда сложнее. Идея универсальности не просто не встречает понимания, она часто провоцирует враждебность и даже противодействие со стороны коллег не шибко большого ума. Мне неоднократно приходилось слышать весьма живописные рассказы о том, как тренеры-групповики начинали работать в тренажерных залах региональных клубов, и с каким пониманием, отношением и «помощью» коллег они сталкивались. Самое удивительное состоит в том, что зачастую противниками универсализации тренеров выступают те, кто, по идее, должен их к этому стимулировать. Я говорю о руководителях и владельцах клубов. Многие из них свято и незыблемо убеждены, что групповику, особенно женщине, нечего делать в тренажерном зале, а попытки убедить их в том, что это выгодно для клуба не встречают понимания. Интересно, что те же самые люди с энтузиазмом относятся к женскому бодибилдингу и пауэрлифтингу, и даже женскому боксу. Где логика? Это – к вопросу об уровне квалификации и менталитете многих региональных руководителей фитнеса. В этом направлении необходимо работать всем.
Есть еще одна специфическая черта регионального фитнеса: мягко говоря, неправильное отношение к конкурентам. Надо заметить, что жизнь без конкуренции хоть и спокойная, но скучная. Излишнее спокойствие – катализатор деградации, поэтому здоровая конкуренция – локомотив развития любого дела. Конкурентов никто особенно не любит. Однако можно не любить, но сохранять весьма приличные и даже деловые отношения. Первое - по-человечески, второе – рационально. В столицах отношение к конкурентам в фитнес-бизнесе можно уже считать цивилизованным, и можно даже встретить мило чирикающих за чашкой чая руководителей конкурирующих клубов и сетей, но в регионах отношения между ними иначе как варварскими не назовёшь. Типичная ситуация: открывается новый клуб и для всех его специалистов наглухо закрывают уже существующие клубы. Часто это даже озвучивают, мол, «нечего тут шпионить, сволочи». Я не буду говорить о том, что такое поведение противозаконно с точки зрения Конституции РФ, это просто и без преувеличения можно назвать идиотизмом в крайней стадии. Доходит до смешного: особо ретивые борцы с конкурентами вычищают из групп в социальных сетях не только клиентов и специалистов врага, но и всех, кто хоть слово скажет о других. Как дети, ей Богу…
Есть еще один нюанс. Почему-то именно среди специалистов регионального фитнеса пользуются успехом «лекции», «семинаро-вбинары» и «школы» с названиями, содержащими такие словосочетания как «тайм-менеджмент», «корпоративные ценности компании», «критерии личной успешности руководителя», «коучинг», «бизнес-тренинг». Коллеги, на многих из наших региональных собратьев такие мантры действуют как взгляд вышеозначенного удава Каа на вышеозначенных же бандерлогов. Я никогда не понимал, почему, может, мне кто-то объяснит? Ну, вы же взрослые и серьезные люди, и должны понимать, что такое по смыслу, когда человек из Майами учит человека из Усть-Цильмы или Верхнего Балыклея правильному построению бизнеса через «рост личной эффективности руководителя». Вы видели действительно профессиональных специалистов? Думаете, они знают, что такое «тайм-менеджмент»? И он им позарез нужен? А критерий личной успешности руководителя состоит лишь в одном – рутинном и скучном постоянном выполнении финансового плана. Вы предполагаете, что вас чему-то прорывному может научить заезжий «коуч по всему, от прокладок до фитнес-услуг» или какой-то неопределенный тип, представляющийся как «блоггер» (что это за профессия, где ей учат??!)? Вы же прекрасно можете понять, о чем думает тренер, когда вы рассказываете ему о каких-то высосанных из пальца корпоративных ценностях крошечного тренажерного зала в поселке городского типа в Восточной Сибири? Так почему же вы с серьезным видом все это слушаете и старательно пытаетесь записывать? И, слава Богу, что у вас хватает лени(!) не применять все ЭТО на практике. Но ведь вам это все нравится, как котам – валерьянка. Почему вы тратите на это время, коллеги?
В общем, давайте обойдёмся без самоуничижения и начнем, наконец-то, думать.
Желаю всем экономических успехов!
Тимур Беставишвили (доклад к дискуссии на MIOFF 2016)[1] Источник:
http://www.statdata.ru/russia[2] Т. Беставишвили «Организационно-экономические факторы становления фитнес-клуба», том I, изд. «Нестор-История», Санкт-Петербург, 2016 г.ed